ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА
на фестивале «Весенние ристания-2008»
15-18 мая 2008 года, г. Саранск
НОМИНАЦИИ:
Основные номинации
По клубам исторического средневекового фехтования и реконструкции:
Личные соревнования
• Щит-меч (сабля);
• Меч (сабля)- меч (сабля);
• Турнир лучников;
• Метание короткого копья (сулицы) на точность;
• Метание исторического топора на точность;
Участники в номинациях «щит-меч» и «меч-меч» разделяются на возрастные категории – до 18 и старше 18 лет.
Дополнительные соревнования (номинации):
• Конкурс исторического костюма (мужского и женского);
• Лучшая презентация клуба исторического фехтования (показательное выступление);
• Конкурс бардов и менестрелей;
• Лучшая презентация спортивного или военно-патриотического клуба – гостя Фестиваля (показательное выступление)
• Конкурс мастер-классов
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ:
По факту регистрации участники турнира проходят техническую комиссию. Техническая комиссия: контролирует соответствие установленным требованиям снаряжение участников. На этапе регистрации участников и команд проводится освидетельствование снаряжения (доспеха и оружия). При соответствии снаряжения стандартам безопасности участник допускается к боям.
ВООРУЖЕНИЕ:
Бойцы имеют право вести бой любым тяжелым клинковым оружием, имеющим соответствующие правилам параметры:
Длина клинка (от перекрестья до острия) - от 60 до 90 см.
Масса оружия - от 1000 г.
Толщина рубящей кромки - 1,8-2,5 мм.
Диаметр закругления острия клинка не менее 1,5 см.
Размер щита по максимальной стороне - не более 80 см.
Форма и хват щита - произвольные.
ЗАЩИТНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:
Защита головы обеспечивается шлемом с подшлемником, который обеспечивает достаточную амортизацию и надежную посадку на голове. Шейно-ключичная область должна быть защищена «ошейником», бармицей (кольчужной, ламиллярной и т. д.) либо нижним краем шлема. Без достаточной защиты головы и шеи боец на ристалище не допускается.
Защита корпуса должна быть представлена доспехом (кольчужный, пластинчатый, чешуйчатый, комбинированный и т. д.), который должен защищать корпус как спереди, так и сзади. Стандартная длина доспеха - до середины бедра. Без достаточной защиты корпуса боец на ристалище не допускается.
Защита ног может осуществляться полами доспеха или должна включать в себя набедренники и наколенники. Если у бойца отсутствует антуражная внешняя защита ног, могут быть применены щитки, скрытые под верхней одеждой. Без достаточной защиты ног боец на ристалище не допускается.
Защита рук должна состоять из боевых рукавиц (перчаток), наручей, налокотников и защиты плечевого отдела руки (выше локтя). Если наруч заходит выше линии локтя, либо охватывает локоть полусферой, применение налокотника не обязательно. Защита выше локтя осуществляется либо рукавами доспеха, либо внешними антуражными щитками, либо скрытыми под одеждой амортизаторами. Без достаточной защиты рук боец на ристалище не допускается.
Защита паха должна осуществляться длинным подолом доспеха либо стандартной спортивной «раковиной». Без защиты паха боец на ристалище не допускается.
ПОДСЧЕТ ОЧКОВ:
«Щит-меч» (щитовики):
Бой ведется до максимально возможного количества очков при ограничении времени 1,5 минутами.
Поражаемыми участками считаются:
- голова - 1 очко;
- корпус (за исключением области паха) - 1 очко;
- руки (от запястья до плечевого сустава за исключением кисти) - 1 очко;
- ноги (от тазобедренного сустава до колена за исключением коленного сустава) - 1 очко.
«Меч-меч» (мечники - одноручный меч):
Кисть и предплечье боевой руки — непоражаемая зона!
Поражаемыми участками считаются:
- голова - 1 очко;
- корпус (за исключением области паха) - 1 очко;
- небоевая рука (от запястья до плечевого сустава) - 1 очко;
- ноги (от тазобедренного сустава до колена за исключением коленного сустава) - 1 очко.
Не разрешается.
РАЗРЕШЕННЫЕ ПРИЕМЫ:
1. Блокировка боевой руки противника в кисти, предплечье и выше локтя.
2. Зацеп щитом щита противника.
3. Толчок в одно касание щитом или корпусом (не дольше 1 секунды).
4. Наложение щита на щит противника.
5. Поддев шита щитом.
6. Любые удары, исключающие попадание в непоражаемые зоны - пах, лицо и т. п.
7. Толчок в одно касание плечом в щит противника (не дольше I секунды).
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ:
1. БЛОКИРОВКА КЛИНКА РУКОЙ, захват лезвия кистью и использование свободной руки как щит, закрывающий голову.
2. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВЫТАЛИКИВАНИЕ ПРОТИВНИКА за границу ристалища (прессинговый контакт корпусом или щитом дольше одной секунды):
1 раз - предупреждение и минус очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - плюс два очка противнику.
2. ВЫХОД ЗА ГРАНИЦЫ РИСТАЛИЩА во время маневрирования либо в результате действий противника, при условии, что соперник не занимался выталкиванием:
1 раз - предупреждение и минус очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - плюс два очка противнику
3. УДАРЫ РЕБРОМ ЩИТА в голову в ходе атаки или в клинчевой ситуации:
1 раз - предупреждение и минус очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - плюс два очка противнику.
4. ПАДЕНИЕ БОЙЦА закономерное и случайное (неспособность защищаться в результате разрешенных действий противника):
1 раз - предупреждение и минус одно очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - плюс два очка противнику.
Падением считается беззащитное беспомощное положение бойца, когда ристалища (земли) касаются корпус бойца либо четыре конечности (руки и ноги) и он не может занять исходное положение за 1,5 секунды. Если боец споткнулся или поскользнулся (коснулся коленом, двумя коленями, коленями и одной рукой), но способен быстро занять исходное положение, сохраняя возможность защищаться мечом, щитом, свилей, то падение не засчитывается.
5. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ТРАВМИРОВАНИЕ ПРОТИВНИКА ударами в не поражаемые зоны (боевую кисть, открытые участки). Дисквалификация до конца турнира.
6. ПОДНОЖКИ:
1 раз - предупреждение и минус очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - плюс два очка противнику.
7. УДАРЫ В КИСТЬ - целенаправленные удары в кисть, расположенную не на траектории основных ударов, а в стороне от корпуса и головы, или на траектории атаки:
1 раз - предупреждение и минус очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - плюс два очка противнику.
8. УДАРЫ НАВЕРШИЕМ ИЛИ ПЕРЕКРЕСТЬЕМ:
1 раз - предупреждение и минус одно очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - дисквалификация до конца турнира, т.к. боец не умеет контролировать свои действия.
9. УДАРЫ НОГАМИ:
1 раз - предупреждение и минус очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - дисквалификация до конца турнира, т. к. боец не умеет контролировать свои действия,
10. КОЛЮЩИЕ УДАРЫ:
1 раз - предупреждение и минус очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - дисквалификация до конца турнира, т. к. боец не умеет контролировать свои действия.
11. ПОТЕРЯ ОРУЖИЯ по неосторожности либо в результате действий соперника. Каждая потеря оружия - минус 2 очка.
12. УДАРЫ В ПАХ рукой, ногой, оружием:
1 раз - предупреждение и минус очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - дисквалификация до конца турнира, т. к; боец не умеет контролировать свои действия.
13. ДОБИВАНИЕ УПАВШЕГО «лежачего» противника - недопустимое поведение. Дисквалификация до конца турнира, т. к. боец не умеет контролировать свои действия.
14. ОСОЗНАННОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ противника, четко слышимое судьями - недопустимое поведение. Дисквалификация до конца турнира, т. к. боец не умеет контролировать свои действия.
15. ЗАХВАТЫ ЛАДОНЬЮ БОЕВОЙ ЧАСТИ ОРУЖИЯ (клинок, рубящая грань, наконечник):
1 раз - предупреждение и минус очко;
2 раза - минус два очка;
3 раза - плюс два очка противнику.
Три предупреждения за один бой по разным пунктам — дисквалификация.
НЕ ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ:
Сомнительные, не акцентированные и случайные удары.
Скользящие удары по отвисающей кольчуге.
Скользящие удары по краю доспеха.
Удары через оружие (удары, потерявшие силу после контакта с оружием противника).
Удары, сошедшие со щита.
Чиркающие удары по касательной траектории.
Удары плашмя - похлопывания.
Явные кистевые удары.
ВЫХОД НА РИСТАЛИЩЕ:
Бои будут проходить на открытом воздухе, на утоптанной земле. Жеребьевка: первого этапа обеспечивает формирование пар из бойцов, входящих в разные команды. В первом кругу боев каждый боец проводит 2 боя. Боец, проигравший оба боя, выбывает из дальнейшей борьбы, которая будет проходить по олимпийской системе. По завершении жеребьевки и составления секретариатом протокола первого круга оглашается попарный список бойцов первого круга. С этого момента дается 10 минут на подготовку первых пар и приготовление судейской бригады и секретариата. После того, как судьи занимают места, объявляется: «В НОМИНАЦИИ ... НА РИСТАЛИЩЕ ПРИГЛАШАЮТСЯ ...». После этого прозвучит обязательное предупреждение для следующей турнирной пары: «ПОДГОТОВИТЬСЯ В НОМИНАЦИИ ... БОЙЦАМ ...». В течение минуты бойцы, вызванные первыми, в сопровождении секундантов должны занять отведенные места на противоположных сторонах ристалища, застегнуть шлем, взять в руки оружие и подготовиться к началу схватки. Судья убеждается в готовности соперников к бою и способности слышать команды, после чего подает команду «Бой». С этого момента начинается зачет времени и подсчет нанесенных ударов. Бой останавливается командой «Стоп», после чего любые удары не являются результативными. Дальнейший поединок и счет очков возобновляется дополнительной командой «Бой». Во время остановок бойцы отходят на отведенные места и могут принять помощь или совет секунданта. Перед оглашением результатов схватки бойцы занимают исходные позиции по обе стороны от главного судьи. После объявления победителя бойцы без промедления покидают ристалище (разрешается задержаться для того, чтобы отсалютовать сопернику или поблагодарить зрителей и судью).
СУДЕЙСТВО:
Судейская бригада состоит из пяти судей (один главный и четыре боковых). Главный судья (маршал) : дает команды начала и остановки боя, корректирует ход боя и на основе показаний боковых судей ведет счет поединка. Перед началом каждого поединка главный судья убеждается в готовности соперников к бою и их способности слышать команды судьи. Затем подается команда «Бой». С этого момента начинается зачет времени и контроль за нанесением ударов. Бой останавливается командой «Стоп», после чего любые удары не считаются результативными. Продолжение боя и счета очков возобновляется дополнительной командой «Бой». Боковые судьи: производят подсчет результативных ударов, в оговоренных случаях сигнализируют главному судье о ситуации остановки боя.
Остановка боя: бой останавливается четко слышимой командой «Стоп». По команде «Стоп» бойцы без промедления прекращают любые действия и остаются на месте до очередного распоряжения главного судьи.
Главный судья останавливает бой в следующих случаях:
- истечение условленного времени схватки;
- явное преимущество одного из бойцов, делающее нецелесообразным продолжение поединка;
- травмоопасная ситуация (клинч, падение бойца и т. п.);
- выход бойца за пределы ристалища;
- поломка оружия;
- выполнение запрещенного удара;
- серьезное повреждение снаряжения;
- потеря оружия;
- нанесение-получение травмы;
- повреждение ограждения ристалища;
- в случае подачи сигнала боковыми судьями, секундантом или бойцом.
Боковые судьи не имеют право остановить бой на свое усмотрение. Они могут просигнализировать об остановке боя поднятыми руками в случаях:
- набор одним из бойцов требуемого количества очков;
- травмоопасная ситуация (клинч, падение бойца и т. п.);
- выход бойца за пределы ристалища;
- выполнение запрещенного удара;
- серьезное повреждение снаряжения;
- появление помехи на ристалище;
- нанесение-получение травмы;
- повреждение ристалища или ограждения;
- поломка оружия.
Остановка боя бойцом:
Боец не имеет права останавливать бой голосовой командой или иными методами. Он имеет право подать сигнал (поднятый вверх меч) судьям либо секунданту, которые могут продублировать сигнал судьям. Во избежание травмоопасных ситуаций боковые судьи обязаны без промедления дублировать увиденный сигнал об остановке боя.
СЕКУНДАНТЫ:
Боец имеет право на одного секунданта. В случае, когда боец прибывает на турнир один, организатор выделяет ему секунданта либо секундантом становится член другой (дружественной) команды. Секундант выводит бойца на ристалище, помогает надеть экипировку и т. д.
ПРИМЕЧАНИЕ: только в первый день фестиваля (15 мая 2008 года) в процессе совещания руководителей команд и судей (совет командиров) некоторые пункты «Положения» могут быть изменены в ходе обсуждения. Предложения, озвученные позже не принимаются.
ТУРНИР ЛУЧНИКОВ.
Концепция.
Стрельба ведется стрелами (с боевыми наконечниками) по мишеням с расстояния в 10 шагов на первом этапе и 20 шагов – во втором и третьем этапах. Мишень представляет из себя щит, сделанный из деревянных досок, размером 80 на 80 см, с тремя концентрическими кругами. Попадание в каждый из кругов мишени оценивается по-разному: в самый широкий (внешний) круг белого цвета – 3 очка, во второй круг желтого цвета – 5 очков, в центральный, или «яблоко», красного цвета – 10 очков. Задача участников турнира – выбить как можно большее количество очков. Очки засчитываются только в том случае, если стрела остается в мишени. При выпадении стрелы из мишени очки не начисляются.
Правила турнира.
Турнир проводится в номинации ЛУК. Номинация АРБАЛЕТ может быть включена в состязания по решению Оргкомитета в случае присутствия хотя бы восьми желающих арбалетчиков. К участию в турнире допускаются только участники, имеющие свой лук (арбалет). Заявляющийся должен иметь при себе по десять своих стрел. В крайнем случае – поломка или потеря стрел – участнику могут быть предоставлены стрелы, изготовленные клубом-организатором. При этом необходимо учитывать, что стрелы – это вещь индивидуальная и стрелы, предоставленные Оргкомитетом, могут подойти не всем.
Все оружие, заявленное для участия в турнире, проходит освидетельствование у техкомиссии. Не допускаются к турниру участники, вооруженные спортивными луками и арбалетами. Луки и арбалеты, изготовленные с использованием современных материалов, могут допускаться только в том случае, если оружие стилизовано под средневековое, а современные материалы замаскированы. Тетива может быть изготовлена из любого материала, даже синтетического. К турниру допускаются только участники в исторической одежде.
Турнир проходит в три этапа.
Первый этап.
Участник должен поразить мишень хотя бы один раз из трех выстрелов с расстояния 10 шагов. К участию во втором этапе турнира допускаются только участники, поразившие мишень.
Второй этап.
Участник должен выбить тремя выстрелами наибольшее количество очков с расстояния 20 шагов. К участию в заключительном этапе турнира допускаются три стрелка, набравшие наибольшее количество очков.
Заключительный этап.
Победителем турнира считается тот стрелок, чья стрела окажется ближе всего к десятке (центру мишени). Участникам предоставляется право на три выстрела.
В случае возникновения спорных вопросов (например, набор участниками одинакового количества очков), участникам дается право сделать еще по одному выстрелу.
ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО МЕТАНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ТОПОРА.
Концепция.
Исторический топор представляет из себя боевой топор произвольной формы и размера. К соревнованию по метанию исторического топора допускаются только участники фестиваля в исторической одежде. Участники соревнований должны попасть в мишень наибольшее количество раз при метании топора с расстояния 5 шагов на первом этапе и с 7 шагов на втором этапе. Мишень представляет из себя диск из цельного дерева диаметром 70 см с центральным кругом красного цвета («яблоко»).
Правила.
Соревнования проходят в два этапа: I тур и II тур.
I тур: Каждому участнику предоставляется три попытки выбить мишень с расстояния 5 шагов. Попавшие в мишень со всех трех попыток выходят во II тур.
II тур: Каждому участнику предоставляется три попытки попасть как можно ближе к центру мишени с расстояния 7 шагов. Исходя из результатов, определяется победитель.
ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО МЕТАНИЮ СУЛИЦ.
Концепция.
Сулица представляет из себя короткое копье, или дротик с древком длиной 1,2 – 1,5 метра и боевым наконечником. К соревнованию по метанию сулиц допускаются только участники фестиваля в исторической одежде. Участники соревнований должны попасть в мишень наибольшее количество раз при метании сулицы с расстояния 10 шагов на первом этапе, 15 шагов на втором этапе и 20 шагов на третьем этапе. Мишень представляет из себя деревянный щит размером 1х1 метр с двумя концентрическими кругами.
Правила.
Соревнования проходят в три этапа: I тур, II тур и финальная часть.
I тур: Каждому участнику предоставляется три попытки поразить мишень с расстояния 10 шагов. Попавшие в мишень со всех трех попыток выходят во II тур.
II тур: Каждому участнику предоставляется три попытки поразить мишень с расстояния 15 шагов. Попавшие в мишень со всех трех попыток выходят в финал соревнований.
Финал: Каждому финалисту предоставляется одна попытка поразить мишень с расстояния 20 шагов. Победителем становится участник, попавший в мишень ближе к центру.
Бугурт. Правила проведения массовых боев и участия в них
Бугурт (бухгурт) - это групповое сражение, в котором демонстрируются и оттачиваются навыки ведения строевого боя. В бугурте участвуют две приблизительно одинаковых по количеству участников армии. Победившей считается та армия, большее количество воинов которой останется стоять на поле боя по истечении пяти минут.
Главная задача бугурта - демонстрация навыков
и слаженности работы команды в строю
К участию в бугурте допускаются только воины в доспехах, соответствующих нормам историчности, защиты и безопасности, вооруженные мечами (любыми), саблями, алебардами, совнами, бердышами. Ко всему оружию предъявляются следующие технические требования: отсутствие режущей кромки (минимальный радиус закругления - 2 мм.), отсутствие острия (радиус закругления минимум 15 мм.) и масса не более 2 кг. Из оружия в бугурте запрещены: все виды ударно-раздробляющего оружия (кливцы, булавы, кистени и т.д.), а также топоры с узким железком (чеканы). Во время бугурта категорически запрещены колющие удары и добивание лежачего противника.
Перед началом бугурта каждый участник проходит техническую комиссию на соответствие оружия и экипировки нормам безопасности. По результатам прохождения техкомиссии выносится решение о возможности или невозможности участия воина в бугурте, при положительном решении воину назначается количество хитов (попаданий) в зависимости от уровня защиты, после которых он должен упасть.
Категорически запрещен факт участия в бугурте лиц,
находящихся в состоянии
даже легкой степени алкогольного опьянения
За бугуртом из зоны безопасности наблюдают судьи из состава клубов-участников, которые будут фиксировать попадания. По окончании боя судьи выносят решение о присуждении победы одной из участвовавших в бугурте сторон.
Заявки с указанием количества участников от каждого клуба подаются до 5 мая 2008 года по адресу: 430000 г. Саранск, ул. Саранская, 67
МРМОО "Союз православной молодежи Мордовии", тел. (8342)47-07-69, spdu@rambler